Родителям первоклассников.
У вас Событие — ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками?
Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок.
Это естественно, поскольку каждый маленький человек — неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами — так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
С первого школьного дня главным занятием в жизни ребенка на долгие годы становится учеба. Требования на данный момент к младшим школьникам довольно велики, и с каждым днем планку поднимают все выше и выше.
Наряду с повысившимися требованиями к выдержке и дисциплине ребенка важно также развитие уже имеющихся знаний, прилежания и желания учится. Правила, существующие в современных школах, таковы, что их может выполнить любой нормальный ребенок. Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он продолжал выполнять какие-то поручения по дому. Аргументы родителей, освобождающих его от выполнения домашних дел, потому что малыш перегружен в школе, несостоятельны.
При всей необходимости привыкания детей к новой жизненной ситуации нельзя освобождать их от обязанностей по дому. Отказ от поручения ребенку выполнения этих обязанностей может не только усилить уже существующие у него проблемы привыкания к школе, но и создать новые!
Если, например, ребенок дома не привык соблюдать порядок и дисциплину, то ему будет гораздо труднее привыкать к этому в школе.
Большое значение для сохранения той радости, которая бывает у детей, когда они только начинают свою учебу, имеет атмосфера, царящая в семье. Хорошие отношения между всеми членами семьи положительно влияют на сохранение желания учиться у детей.
Наряду со всеми другими стимулами для них очень важна радость матери, отца или похвала учительницы по поводу того, что он правильно выполнил то или иное задание.
По чаще говорите своему ребенку, что вы его любите, это дает ему силы и желание стремиться и добиваться хороших результатов в учебе.
Вместо того чтобы расстраиваться по этому поводу и действовать неуважительно по отношению к ним, мы можем предвидеть это и использовать для мотиваций более приемлемые методы. Иметь веру в детей не означает, что вы должны верить, что они всегда будут поступать правильно. Это означает принимать детей такими, какие они есть. Это значит, что они будут действовать соответственно своему возрасту в большинстве случаев — то есть что не всегда они будут готовить еду и стричь лужайку, как обещали.
Вера в детей не означает, что они готовы к самостоятельности. Им все еще необходимы ваша любовь, поддержка и помощь в обучении жизненным навыкам. Если мы верим, нам не нужно контролировать и наказывать их. Это дает нам терпение воспитывать их, применяя методы доверия, такие, как совместное решение проблемы, доведение дела до конца, семейные советы.
Задавая им вопросы “что, как и почему?”, мы помогаем детям учиться на своих ошибках. Наличие веры включает в себя прогнозирование предстоящей перспективы и знание того, что дети очень сильно меняются, что они не собираются остаться такими навсегда.
Вспомните все ошибки, которые вы совершили, будучи ребенком, включая те, о которых вы не хотели, чтобы узнали ваши родители. Разве вы не изменились к лучшему? Разве вы сейчас не ответственный и серьезный человек? Вера в детей означает, что с вашей любовью, поддержкой и жизненным опытом, который вы им передаете, они тоже вырастут ответственными людьми.
Детям необходимо время, чтобы побыть с каждым из родителей отдельно. Когда они еще малы, очень важно проводить немного времени один на один с вашими детьми. Когда они становятся старше, особое время может стать одним из пунктов распорядка дня.
Если другие дети будут мешать, объясните и попросите выйти. Также спонтанно играйте с детьми. Возитесь на полу, ходите в парк, готовьте вместе пищу или играйте в игры — все что захотите. Важно, чтобы время проходило весело.
Пусть у них останутся воспоминания о приятно проведенном времени вместо одних серьезных мероприятий. Семейное веселье не занимает много времени и не требует большой суммы денег. Все, что нужно, — это желание и игривое настроение. Многие проблемы исчезают, когда дети проводят с вами много особого времени.
Советы психолога родителям.
1.Никогда не жалейте своего ребенка из-за того, что он не такой, как все.
2.Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3.Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
4.Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5.Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятия решений.
6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
7.Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8.Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.
9.Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
10.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
11.Почаще высказывайте свои пожелания учителю, работающему с вашим ребенком.
12.Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
13.Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, и ему придется жить самостоятельно.
Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Памятка для родителей пятиклассника
Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.
Памятка для пятиклассника
Как готовить домашние задания
Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.
Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.
Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.
Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.
Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.
Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.
Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.
Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.
Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.
Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.
Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
Составляй план устного ответа и проверяй себя.
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу подростка:
— бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойный обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
— эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшими достижениями, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.
— культурные: обеспечить ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятий вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их.
5. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможною. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
6. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самими собой – это более обнадеживает.
7. В старших классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону, уточняют, обсуждают, спорят.
8. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.
9. Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.
10. Помните, что по научно-обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий обучающиеся 9 — 10-х классов должны работать до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребёнок на домашнюю работу.
11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.
Советы родителям:
1. Вы хотите видеть вашего ребенка сильным, выносливым и закаленным — тренируйте его в разнообразном физическом труде.
2. Вы хотите видеть его умным и образованным — приобщайте к чтению, расширяйте кругозор, воспитывайте жажду знаний.
3. Вы хотите видеть его всегда веселым жизнерадостным — не дайте закиснуть ему в праздности и лени.
4. Вы хотите закалить его волю и характер — не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы, преодолевать трудности.
5. Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, хорошим товарищем — пусть он ежедневно трудиться вместе с другими, учится помогать товарищам, отзываться на чужую боль.
6. Вы хотите, чтобы ваш ребенок нашел свое место в жизни — знакомьте его с различными видами деятельности, вырабатывайте у него трудолюбие и ответственность за свои поступки.
7. Как можно чаще интересуйтесь успехами и поведением своих детей.
8. Педагоги школы — ваши помощники в воспитании. Советуйтесь с ними, помогите им со своей стороны лучше узнать ваших детей. Узнавайте, с кем дружат и проводят свободное от занятий время ваши дети, как ведут себя на улице, в общественных местах.